Родственные слова

Однокоренные слова имеют один и тот же корень. 19:51:47 14/10/2011):это формы этого слова(т.е. В том случае, если мотивированное слово отличается от мотивирующего только одним формантом, имеет место непосредственная мотивация. Словообразовательно мотивированные — это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими).


Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим.

Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное. Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс.

Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме. Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.

В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова). Проверяй только те слова, которые требуют проверки. Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.

Ксюха (18:36:30 25/10/2011):Задание:определите,какое слово не является родственны.Обоснуйте ответ,Положение,прилагательное,налаживать,полагать,предложить. Маша (18:55:10 25/10/2011):нет правильное слово налаживать извини! Светочка (05:14:58 06/12/2012):НАТАШЕ — заключить в объятия: корни -ключ-, -j-… Сама задумалась, вот что нашла в инете: Есть несколько слов, обладающих поистине волшебными корнями.

Выходит, здесь корень -ш-. Мало того, что он состоит из одной буквы, так ещё и не имеет ничего общего с корнем настоящего времени. Об- — приставка (есть родственные слова «поднять», «снять», «понять» и т.д.). Выходит, корень -н-, или даже звук —.

19:43:33 10/12/2012):помогите пойжалуста!надо выписать в два столбика родственные слова и формы одного и того же слова.1.уходить.уход.уходящий.ухоженный.уходит.выход.заходить.подход.уходил.выходи. Я так люблю её! В особенности кушанье с названьем \» Дать ещё?\» выпиши столбиком два слова близкие по значению.

Слова записываются на доске и в тетрадях. Какая часть слова самая главная, по-вашему? Итак, мы знаем, что у слова (с точки зрения лексики) есть два значения: лексическое и грамматическое. Вот мы сейчас беседовали с вами о значащих частях слова, о формах слов. Ответьте на вопрос: с чем можно их сравнить? Разделите лист на 2 части (строки на 3). Выпишите в одну часть однокоренные слова, в другую – формы слов (пропущенные буквы подчеркните, обозначив корни и части слов, где была пропущена буква).

Главная морфема в слове — это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ‘учить’.

Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем. Таких корней в языке 6ольшинство. Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное. Слово нос с таким значением вышло из употребления и сохранилось лишь в составе фразеологизма.

Однокоренные слова связаны друг с другом отношением словообразования. Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов: стол — столик ‘маленький стол’, белый — белеть ‘становиться белым, белее’. Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

В помощь школьникам и учителям небольшой словарик однокоренных и родственных слов:

Одно из слов, находящихся в отношениях мотивации, стилистически нейтрально, а другое имеет какую-либо стилистическую окраску. В этом случае независимо от длины основ сопоставляемых слов мотивированным является стилистически окрашенное слово: корабельный — корабел (разг.), индивидуальный — индивидуал (разг.).

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

Слово может быть мотивировано более чем одним мотивирующим однокоренным словом и при этом отличаться от мотивирующих слов разными словообразовательными средствами. Так, для слова учительница словообразовательным формантом является суффикс -ниц(а). Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.

Например, у слова неравенство — две непосредственные мотивации: равенство — не-равенство (формант — приставка не-) и неравный — нера-вен-ств-о (формант — суффикс -ств(о)). Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций. Сложения, сращения и аббревиатуры (см. § 31)) имеют сложную (комплексную) мотивирующую часть: так, в слове мореплаватель мотивирующая часть состоит из основ двух мотивирующих слов -мо- и -плава-.

Формант складывается из суффикса вместе с системой окончаний мотивированного слова и из постфикса: колос-и-ть-ся, брат-а-ть-ся. Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными.

Related Posts